Сергей Свиридов – генератор творческих идей

Сергей Свиридов – генератор творческих идей

15.12.2016

Сергей Валерьевич Свиридов – художественный руководитель и главный дирижер «Духового оркестра Югры», лауреат всероссийского и международных конкурсов, кандидат искусствоведения. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского, а затем аспирантуру, в 2009 и 2015 гг. соответственно.

Концертный духовой оркестр Югры, которым он руководит с сентября 2014 года, переехав из Москвы в Ханты-Мансийск, быстро стал любимцем югорской публики. Когда выступает этот оркестр, в зале царит праздничная атмосфера. В репертуаре оркестра не только популярная классика, но и другие музыкальные жанры.

Только в начале концертного сезона 2016/17 года оркестр подготовил и исполнил четыре разноплановые программы: концерты «Сергею Прокофьеву посвящается», «Мне о России надо говорить» (совместно с Ансамблем песни и танца), «Медь с открытым сердцем» и Музыкально-литературную композицию «Алиса в стране чудес».

- Сергей Валерьевич, что вдохновило Вас на создание этих программ?

- Вообще-то идей очень много, и дай Бог, чтобы хотя бы половина из них осуществилась. Идеи рождаются по-разному: что-то вынашивается довольно долго, что-то рождается спонтанно, что-то как дань уважения к великим композиторам. Например, к открытию нынешнего концертного сезона – это были Прокофьев, Шостакович и Бах. Невозможно было не сыграть их, т.к. первые были юбилярами, а Бах – это «наше всё».

Очень понравилось мне работать с Ансамблем песни и танца «Югра-Классик». Идея соединить совершенно разножанровые направления – фольклорную музыку и концертный оркестр – возникла, когда я еще был в Москве. Мне было интересно передать народную музыку не народными инструментами, т.е. внести в концерт «изюминку». Первую совместную программу «Русская душа» мы сделали с Ансамблем песни и танца в январе 2016 года. Было очень приятно получить положительные отзывы, как от слушателей, так и от профессионалов, что некий микс звучит даже интереснее, чем с оркестром народных инструментов.

Ну, а по поводу так называемых «малых музыкальных форм»: 13 ноября у нас прошел концерт группы медных духовых с ударными на сцене Органного зала. На той же сцене 18 декабря будут выступать группа деревянных инструментов и саксофоны. Какова была идея?

Во-первых, приучить оркестрантов работать более самостоятельно, потому что они привыкли работать только под моим дирижерским контролем. Мне было интересно выпустить их и посмотреть, какой репертуар они выберут, как начнут работать над ним.

Для оркестрантов ансамблевая подготовка профессионально важна. Это очень дисциплинирует, воспитывает оркестрового музыканта. В оркестре он привык чувствовать локоть товарищей, а здесь он выходит на малую сцену и находится в близком контакте со зрителем. Побыть солистом очень важно для любого артиста. После сольного выступления, возвращаясь обратно в оркестр, они чувствуют себя более уверенно. Ну и совсем неплохо расширить их репертуар.

Хочется добиться персонализации каждого оркестранта, чтобы наш зритель знал конкретно, как кого зовут и на каком инструменте он играет. Это дает музыкантам стимул для дальнейшего творческого развития – для безостановочного развития.

Что касается «Алисы в стране чудес», то в музыкальном мире сказки с оркестром – это, конечно, не ново. Однако югорскими музыкантами они еще не исполнялись, и я подумал: почему нет? Это должно быть! Я сам с детства люблю эту сказку, и было интересно работать над проектом, потому что я прежде таким жанром не занимался. Однако когда я стал подбирать музыку для «Алисы» и делать аранжировки, то возникли определенные музыкальные ограничения, так как мы были привязаны к сюжетным картинкам и мультипликации, которая проецировалась на экран…

- А чем еще Духовой оркестр Югры порадует своих слушателей?

- Замыслов немало. Хочу, конечно, продолжить тему «сказки с оркестром» и сделать программу для взрослых по сюжету немецкого писателя 19 века Гофмана. Это фантастика, мистика. Там больше возможностей для разворота своих идей, и это должно быть увлекательно для зрителей.

Еще возникла идея сделать совместный проект с окружным Киновидеоцентром. Есть очень интересный «немой» черно-белый фильм «Артист» – призер Каннского кинофестиваля 2011 года. Хотел бы сделать оркестровую музыку к этому фильму, возможно, с купюрами, а затем на большой сцене «Югра-Классик» на протяжении 50 минут (именно столько длится этот фильм) наш оркестр будет вживую сопровождать фильм. В эпоху немого кино так делали пианисты-тапёры. Этот проект я планирую на начало следующего полугодия.

Затем провести «Чайковский марафон»: в один вечер исполнить сразу три фортепианных концерта Чайковского, пригласив наших пианистов – Ирину Плотникову, Елену Коземиренко и Наталию Александрову. Чтобы они друг за другом исполняли концерты вместе с оркестром. В крупных городах - Москве, Петербурге, Новосибирске, Владивостоке музыкальные марафоны проводятся давно. Хочется, чтобы и в Югре они были. Это планируется на март 2017 года.

Опять же для популяризации русской классики планирую поднять партитуру «Петрушки» Игоря Стравинского (в первой редакции) и сделать к ней аранжировку, переложение. Эта редакция сложнее. Готов ли к этому наш оркестр? Думаю, готов. А также нам надо вспомнить «Шехерезаду» Римского-Корсакова, которую мы записали для компакт-диска полтора года назад. И затем исполнить в одном концерте два этих феноменальных произведения.

А еще сделать очередной джазовый концерт, как в прошлом году с Олегом Боровковым, но пригласить теперь, помимо Боровкова, и известного джазового музыканта из Новосибирска Олега Голюнова.

Но и это еще не всё. Давно вынашиваю идею сделать проект под названием «Космическая Одиссея» либо «Музыкальная обсерватория» на основе музыки Густава Холста в таком формате: оркестр разместить в оркестровой яме, освободить сцену и установить на ней 3D-экран. Места продавать только в партере, чтобы зрители наслаждались космическим небом, как в обсерватории, под звуки космической музыки…

- И это всё – в репертуаре одного сезона?! Какая продуктивность! А сколько времени проходит от идеи до сцены?

- Это по-разному бывает. Иногда месяц, иногда две недели, иногда три месяца. Учитывая, что я крайне придирчивый дирижер, задача заключается в том, чтобы качественно подготовить материал, вплоть до мелочей. Ведь зритель, купив билет и придя к нам на концерт, должен получать удовольствие.

- Оркестранты относятся к Вашим придиркам с пониманием?

- Конечно! Настоящий музыкант должен сам себя уважать. Музыкант, как спортсмен, постоянно должен быть в форме. Для нашего оркестра на сегодняшнем уровне никаких сложностей, в смысле техники исполнения, нет.
Но непросто найти нужный материал именно для духового оркестра. Например, те же Прокофьев или Шостакович… Их концерты в исполнении симфонических оркестров я прежде дирижировал. А вот сделать аранжировки их концертов для концертного духового оркестра, чтобы это звучало аутентично и хорошо, – для меня это впервые, и это действительно сложно. Надо отметить, здесь мы были первыми на российской сцене.

- Чувствуете ли Вы поддержку зрительного зала?

- Всегда! Энергетика очень сильная. То, что ты даешь залу, зеркально возвращается тебе.
Говорят, что человек, который зашел в концертный зал и вышел из зала – это два разных человека. Если не так, значит это мы, артисты, сделали что-то не так.

- А если помечтать, что есть «машина времени», c кем бы Вы хотели встретиться?

- Наверное, первый человек для меня – это Сергей Рахманинов, поговорить бы с ним… Еще, конечно, Иоганн Себастьян Бах и Леонардо да Винчи – величайшие гении прошлого.
Что касается знаменитых современников, то тут проще – тут меньше препятствий для возможности встретиться с ними в реальности.

- Сергей Валерьевич, Вы не только замечательный музыкант, но и очень интересная личность. Желаем Вам успешного воплощения Ваших творческих замыслов! Спасибо за интервью.

Интервью провела Т.Кашапова


Возврат к списку