КОНЦЕПЦИЯ XVII Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня»

КОНЦЕПЦИЯ XVII Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня»

26.06.2018

Театр и кино

Театр и кино ­– побратимы. То и другое ­– зрелища, то и другое ­– зрелища, предполагающие зрительные залы, общение сцен и экранов со зрительской аудиторией. Аудитория эта может быть весьма различной: от десятка зрителей до многомилионных залов мирового кинематографа. Но главное, центр зрительского интереса там и там – прежде всего, актёр. И природа актёрского мастерства того и другого зрелища одна и та же, от того и запись в дипломах аналогична, у всех у них написано: «актёр драматического театра и кино». Взаимоотношения между театром и кино исторически складывались так, что публичного, ласкового братания почти не наблюдалось. Слово «театральный» по отношению к кинематографу едва ли не всегда было ругательным, а слово «кинематографические штучки» всегда обозначало по отношению к драматическому театру изначальную легковесность что ли, кажущуюся «несерьёзность». И, тем не менее, развитие этих видов искусств, их сосуществование, в общем-то, широкому зрителю не совсем понятно, но приветствуется им, по существу, очень и очень. Вот эту главную общность нам и хотелось бы поддержать.

         Все так называемые «звёзды» современного российского кино – они и кинематографисты, и ведущие актёры современного театра. Их творческие судьбы ежедневно, ежечасно соприкасаются и приносят, как нам кажется, огромную пользу тому и другому искусству. Поэтому, прежде всего, мы хотели бы, допустим, сформировать большое жюри фестиваля в этом году из ведущих деятелей театра, может быть, даже из главрежей этих театров. Мы будем приглашать Льва Додина, Андрея Могучего, Владимира Фокина, Римаса Туминаса… Мы хотели бы пригласить Льва Додина с частью его труппы – актрисами Ксенией Раппопорт, Елизаветой Боярской, Даниилом Козловским. Это не только культурный цвет мировой актёрской элиты и театральной режиссуры, но и люди, всерьёз интересующиеся проблемой, да даже не проблемой, а живыми делами мирового кинематографа, а, следовательно, и его будущего, выраженного в дебютах. Непредвзятость и серьёзность принимаемых решений в данном случае, как вы понимаете, гарантирована.

         Мы уже несколько лет всерьёз занимаемся проблемой творческого обучения нашим ремёслам. В этом смысле, очень большое значение имеет деятельность Бориса Юхананова – художественного руководителя Электротеатра «Станиславский». Юхананов за последние два года подготовил около сотни новых актёров и режиссёров с «лица не общим выраженьем». Мы попросим его осуществить руководство этой частью программы. В частности, мы намереваемся показать в зале «Трансформер» два уникальных спектакля самого нового поколения – «Ужас», сценическая версия повести В. Набокова и «Герой нашего времени» по классическому произведению М. Лермонтова. Эти два спектакля поставлены молодым режиссером – дебютантом – Татьяной Самбук, и поставлены они с такой художественной определённостью, что вполне могут быть представлены как «театр Татьяны Самбук». Разумеется, необходимо будет привезти часть курса, которая играет в этих сценических произведениях.

         На последнем Московском международном кинофестивале была показана совершенно уникальная кинематографическая работа знаменитого театрального режиссера Анатолия Васильева «Осёл». Мы убеждены, что эта лента может быть фильмом открытия, а самого Васильева, который не только режиссер с мировым именем, но и удивительный педагог, мы хотели бы просить прочитать один–два мастер-класса для начинающих деятелей кино и театра. Это должно быть очень интересно, а потому хотелось бы, чтобы эти мастер-классы были бы застенографированы и в ближайшем будущем изданы как книги и учебные пособия одновременно.

         В мировом кино уже существует замечательная архивная коллекция выдающихся произведений, созданных на основе превосходных театральных постановок. В частности, скажем, фильм-спектакль «Свадьба» по А. Чехову, в котором выступили практически все великие русские актёры конца 40-х – начала 50-х годов. Это как уникальная монография по творчеству в кино великих мастеров театра. Или взять хотя бы фильм «Марат/Сад» Питера Брука – уникальнейшая мировая кинопостановка, вся сделанная на основе выдающегося театрального спектакля.

         Соответствующим образом должен быть выполнен дизайн – пакет на основе художественного творчества величайшего русского художника Александра Головина. Всё это должно послужить малознакомому, но весьма позитивному познанию – выдающегося взаимоотношения двух великих искусств ­­– Театра и Кинематографа.

Народный артист России, профессор,

Сергей Соловьёв

Кинорежиссёр, кинодраматург,

Президент фестиваля «Дух огня».


Возврат к списку